23.11.2024
RU|EN
|
|
Журнал «Вестник связи» № 11, 2011 Автор: ВОЛОДИН В. Н., вице-президент Национальной радиоассоциации, кандидат технических наук С 10 по 14 октября в пос. Ольгинка Краснодарского края состоялась 11-я международная конференция «Нормативно-правовое регулирование использования радиочастотного спектра» — «СПЕКТР-2011», организованная НОУ «Резонанс». В ее работе приняли участие 134 представителя от 58 организаций, в том числе аппарата Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации, предприятий радиочастотной службы, территориальных управлений Роскомнадзора, научно-исследовательских учреждений, ассоциаций, операторов связи и вещания, а также отечественных и зарубежных организаций-разработчиков РЭС и радиоконтрольного оборудования. Приветствуя участников конференции, заместитель главы Минкомсвязи РФ Н.С. Мардер сказал: «Внедрение перспективных радиотехнологий в России невозможно без обеспечения их радиочастотным ресурсом. Этот ресурс ограничен, поэтому наша задача — использовать имеющиеся частоты максимально эффективно. Государство работает над упрощением доступа к радиочастотному спектру, снижением административных барьеров для граждан и организаций. Ведутся работы по конверсии радиочастотного спектра. Утверждена методика расчета размеров платы за его использование, которая позволит быстрее высвобождать частоты, занятые спецпотребителями. Необходимо координировать действия заинтересованных сторон и совершенствовать управление использованием радиочастотного спектра, уделяя особое внимание обеспечению обороноспособности и безопасности государства. Только совместная работа государственных органов, операторов связи, научно-исследовательских и проектных институтов способствует выработке оптимальных решений по регулированию использования радиочастотного спектра». Эти слова указали на актуальность конференции и определили направления ее работы:
Необходимо отметить, что практически все участники, выступившие в ходе конференции, в той или иной степени касались большинства указанных направлений. По-видимому, это объясняется взаимосвязанностью проблем, существующих в области использования радиочастотного ресурса. Открывший обсуждение представитель Департамента информационных технологий и связи Правительства РФ А.А. Панков обратил внимание на меры, принимаемые Правительством, для повышения эффективности использования РЧС. В большой степени они определены в распоряжении Правительства от 26.04.2011 г. № 734р, которым введен в действие План реализации мероприятий по комплексной оптимизации контрольно-надзорных и разрешительных функций предоставления государственных услуг, а также по сокращению избыточного государственного регулирования в сфере связи. Докладчик отметил, что разработка нормативно-правовой базы, которая ведется в настоящее время федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Планом, позволит во многом упорядочить и облегчить доступ пользователей к РЧС, а также оптимизировать ряд административных процедур, расширяющих возможности по коммерциализации спектра. Внедрение в стране новых радиотехнологий, прежде всего — сотовой связи 4-го поколения, оборудования широкополосного беспроводного доступа и цифрового телевидения, обеспечивается распоряжением Правительства от 21.01.2011 г. № 57р, которым введен План использования полос радиочастот в рамках развития перспективных радиотехнологий в Российской Федерации. Повышению эффективности использования РЧС будет способствовать, по мнению А.А. Панкова, постановление Правительства РФ от 16.03.2011 г. № 171 «Об установлении размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра и взимания такой платы». Об актуальных вопросах использования радиочастотного спектра доложил участникам конференции заместитель директора департамента государственной политики в области связи Минкомсвязи России, руководитель аппарата Государственной комиссии по радиочастотам (ГКРЧ) Ю.А. Журавель. При этом основное внимание было уделено усилиям ГКРЧ по изысканию радиочастотного ресурса для развертывания в России технологии стандарта LTE и последующих его модификаций. Наиболее перспективными представляются участки диапазона частот 720 — 862 и 2500 — 2690 МГц. Однако, они находятся в полосе правительственного использования (ПР) и востребованы силовыми ведомствами, их высвобождение потребует серьезного проведения конверсионных мероприятий, которые регулятор планирует возложить на плечи заинтересованных операторов связи. Тему внедрения перспективных радиотехнологий продолжил в своем выступлении начальник отдела департамента государственной политики в области связи Минкомсвязи России Ю.Н. Бородаенко. Он напомнил, что доля полосы гражданского использования (ГР) в действующей российской таблице распределения полос частот между радиослужбами в наиболее востребованной полосе 104 — 21400 МГц составляет 0 %, в то время как полосе совместного использования (СИ) выделено 60 %, а полосе ПР — 40 %. Потребность же в ресурсе для развития передовых радиотехнологий ГР составляет суммарно 18 ГГц. Таким образом, без повышения эффективности использования РЧС проблемы развития телекоммуникационной отрасли не решить. Докладчик обозначил основные направления повышения эффективности:
Было подчеркнуто, что работа в указанных направлениях уже ведется. С 1 января 2012 г. будет взиматься плата за использование спектра, этот процесс не может не сказаться на постепенном свертывании устаревших радиотехнологий. Решением ГКРЧ от 08.09.2011 г. № 11-12-05 одобрен план поэтапного перевода полос радиочастот категории СИ в полосы ГР и ПР. Работы по частичному высвобождению полос радиочастот в рамках конверсии РЧС проводятся в объемах государственного финансирования в соответствии с планом конверсии, утвержденным ГКРЧ. Большое внимание участники конференции уделили вопросам присвоения (назначения) радиочастот и радиочастотных каналов для РЭС гражданского назначения. Общеизвестны проблемы этого направления: длительные сроки получения разрешений на использование частот, а также дороговизна работ, выполняемых радиочастотной службой в процессе проведения экспертизы радиочастотных заявок. Решению этих проблем были посвящены доклады начальника отдела присвоения радиочастот Федеральной службы по надзору за связью и массовыми коммуникациями А.Е. Леонтьева, представителей ФГУП «Главный радиочастотный центр» А.В. Русанова, В.В. Носова и О.Н. Борисенко. В основе мер, призванных облегчить положение пользователей РЧС и одновременно повысить эффективность его использования, выступившие видят, несомненно, реализацию мероприятий, предусмотренных распоряжением Правительства № 734р. Это позволит создать эффективную систему управления РЧС, а также обеспечит прозрачность и эффективность взаимодействия уполномоченных органов власти, предприятий радиочастотной службы с пользователями РЧС. Обозначены этапы реализации:
На рассмотрение участников конференции был представлен ряд предложений по внесению изменений в законодательные и подзаконные акты. Предлагается в ФЗ «О связи» предусмотреть принятие ГКРЧ только обобщенных решений о выделении полос радиочастот, касающихся неопределенного круга лиц, установить основания для досрочного прекращения разрешений на использование РЧС с компенсацией убытков пользователю, ввести уведомительный порядок ввода в эксплуатацию сетей связи и регистрации РЭС и высокочастотных устройств (ВЧУ). Одновременно предлагается предусмотреть в Кодексе РФ о правонарушениях ответственность за деятельность в области оказания услуг связи без уведомления, а также за ее несоответствие заявленной деятельности. Предлагается повысить ответственность за нарушение правил установки и эксплуатации РЭС и ВЧУ, а также несоблюдение правил и норм, регулирующих порядок проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию и эксплуатации сетей и сооружений связи и оказания услуг. Роскомнадзором и радиочастотной службой завершается разработка ряда документов, призванных ускорить и упростить доступ пользователей к РЧС:
Готовятся предложения в Правительство Российской Федерации по упрощению ввоза на территорию России РЭС и ВЧУ с учетом выполнения требований Таможенного союза (Россия, Беларусь, Казахстан). В духе времени было уделено внимание электронному взаимодействию юридических и физических лиц, участвующих в процедуре частотных присвоений. Необходимо отметить, что существенная часть элементов системы электронного взаимодействия уже функционирует в тестовом режиме. Система предусматривает обмен информацией в рамках предприятий радиочастотной службы и Роскомнадзора, взаимодействие с заявителями через Кабинет Заявителей на портале предприятий радиочастотной службы, а также взаимодействие с другими органами государственной власти в процессе обработки радиочастотной заявки с использованием системы межведомственного электронного взаимодействия. Выражая интересы операторов — пользователей РЧС, автор данной статьи в качестве представителя Национальной радиоассоциации в своем выступлении развил предложения по совершенствованию системы управления радиочастотным спектром. Учитывая существующую многоэтапность и избыточность процедуры получения доступа к радиочастотному спектру, предложено выдачу разрешения на использование радиочастот осуществлять в режиме «одного окна». Суть предложения состоит в том, чтобы отделить проектные работы по частотно-территориальному планированию сетей связи от проверки обеспечения электромагнитной совместимости планируемой сети с действующими радиоэлектронными средствами гражданского и военного назначения. В этом случае государственная услуга по присвоению радиочастот будет включать в себя экспертизу (проверку) обеспечения ЭМС в соответствии с представленным частотно-территориальным планом, согласование его с Минобороны и ФСО России, международную координацию частотного назначения и натурные испытания. При этом присвоение радиочастот будет осуществляться Роскомнадзором в режиме «одного окна». То есть заявитель имеет дело только с Роскомнадзором. Проведение проектных работ по частотному планированию сетей связи может выполняться либо самим оператором, либо одной из специально аккредитованных организаций. Координацию деятельности таких организаций, включая их аккредитацию, должна осуществлять саморегулируемая организация. Деятельность таких организаций регламентируется Федеральным законом «О саморегулируемых организациях» (ФЗ от 01.12.2007 г. №315). Большой интерес у участников конференции вызвал порядок реализации платности использования радиочастотного спектра. Впервые методические подходы к расчету платы за использование РЧС в Российской Федерации рассматривались в июне 2007 г. на конференции Национальной радиоассоциации. В основу разработки методики определения размеров платы за использование РЧС легла исследовательская работа ФГУП «НИИР», организованная Национальной радиоассоциацией. Проведенные в последующем обсуждения методики с участием телекоммуникационного сообщества, а также доработки с привлечением организаций радиочастотной службы и экономистов отрасли привели к изданию приказа Минкомсвязи России от 30.06.2011 г. № 164 «Об утверждении методики расчета размеров разовой платы и ежегодной платы за использование в Российской Федерации радиочастотного спектра». Заместитель генерального директора ФГУП «РЧЦ ЦФО» Д.Б. Митрофанов в своем докладе дал подробный комментарий по применению методики определения размера платы для различных радиотехнологий. Она является единой как для гражданских, так и для специальных пользователей РЧС, и не предусматривает преференций для отдельных групп пользователей, юридических или физических лиц. Методика включает в себя ставки и коэффициенты, дифференцируемые в зависимости от используемых диапазонов радиочастот, количества используемых радиочастот (радиочастотных каналов) и технологий, применяемых при использовании РЧС. Заместитель директора НТЦ Анализа ЭМС ФГУП «НИИ Радио» И.О. Гурьянов обратил внимание участников конференции на необходимость автоматизации расчета платы за спектр. Это обусловлено большим объемом платежной документации, сложностью расчетов с применением большого количества поправок и коэффициентов, широкой географией приема платежей и требованиями по защите данных, составляющих государственную и коммерческую тайну. В целом, введение с января 2012 г. разовой и ежегодной платы за использование РЧС должно способствовать решению комплекса задач:
Не на все вопросы о тонкостях процедуры взимания платы за использование РЧС участники конференции получили ответы. Несомненно, телекоммуникационному сообществу предстоит на практике опробовать методику и с учетом накопленного опыта подготовить предложения по ее совершенствованию. Внедрению мобильного широкополосного беспроводного доступа (LTE) были непосредственно посвящены семь докладов. Исполнительный директор Консорциума 4G Г.Ш. Хасьянова детально проанализировала потребности в РЧС для развертывания оборудования технологии LTE и реальные возможности по их удовлетворению. Картина получилась не очень оптимистичная (по вышеназванным причинам). Тем не менее, Правительство определило участки спектра, минимальный ресурс и возможное число операторов для внедрения перспективной технологии. При этом был учтен опыт операторов мобильной связи, сложившийся рынок услуг и перспективы его развития. В докладе были сформулированы основные принципы обеспечения гарантий для инвесторов, участвующих в конверсии РЧС для технологии LTE: конкурсы на получение лицензии на оказание услуг связи с использованием освобождаемого ресурса должны состояться до проведения его конверсии; инвесторы должны иметь возможность не только определить объем конверсионных работ и финансировать их, но и принять в них непосредственное участие, контролируя целевое расходование средств. Понятно, что третье поколение мобильной связи тоже не было забыто. Особенностям распределения РЧС в диапазонах частот 900/1800 МГц и возможностям создания в них сетей UMTS посвятила свое выступление руководитель сектора ОАО «МегаФон» С.П. Фролова. Заместитель директора по управлению и развитию ОАО «Ростелеком» В.О. Тихвинский обратил внимание участников конференции на проблемы совместного использования сетей радиодоступа 3G/4G. Совместное использование инфраструктуры сетей определено техническими спецификациями 3GPP и может осуществляться на основе совместного использования сети радиодоступа несколькими операторами с выделенными базовыми сетями, а также на основе совместного использования шлюзов базовой сети несколькими операторами. В докладе освещены возникающие в этих ситуациях проблемы регулирования использования РЧС, а также аспекты конкуренции между операторами сетей 3G/4G, совместно использующими инфраструктуру и частотный ресурс. Участники конференции не могли обойти вниманием предстоящую в начале следующего года Всемирную конференцию радиосвязи (ВКР-12). О влиянии будущих решений ВКР-12 на перспективы использования РЧС в России рассказал И.О.Гурьянов. Важнейшими из них являются:
Развитию спутниковой связи и предоставлению услуг связи на транспорте было посвящено рабочее заседание второго дня конференции. Особый интерес вызвали выступления: генерального конструктора ОАО «Газпром космические системы» Н.Н. Севастьянова о развитии орбитальной группировки спутниковой системы связи и вещания «Ямал»; представителей ФГУП «Космическая связь» И.А. Закусова и А.Г. Ярославцева о перспективах развития спутниковой группировки ГПКС до 2015 г.; представителей ФГУП «Морсвязьспутник» А.И. Соколова и А.А. Маракушева об особенностях предоставления услуг связи виртуальными операторами с использованием системы подвижной спутниковой связи «Инмарсат». Участники конференции не обошли своим вниманием проблемы цифрового телевидения и радиовещания. С интересом был выслушан доклад начальника лаборатории НТЦ Анализа ЭМС ФГУП «НИИ Радио» А.В. Лашкевича «Об обеспечении частотным ресурсом наземного цифрового вещания на базе системы DVB-T2 с учетом перспектив развития технологий доставки и конвергенции служб вещания и связи». Основной задачей ТВ-вещания после перехода на цифровой формат, как было сказано в докладе, станет переход на стандарты телевидения высокой четкости, вещание в формате 3D, внедрение новых моделей организации вещания, специальных и тематических каналов и программ. Повышение разнообразия форм и форматов передаваемого содержания вызовет дальнейшее увеличение потребности в наземной доставке, т. е. в частотном ресурсе. Существующие технологии не позволят сохранить прежние объемы вещания при переходе к телевидению высокой четкости и, тем более, к трехмерному телевидению даже при полном использовании доступных полос частот, включая 470 — 790 МГц. Рассказывая об опыте системного проектирования сетей цифрового наземного телевизионного вещания, заместитель генерального директора ООО «Телеком-проект-5» Л.П. Миронов обратил внимание на проблемные вопросы разработки и согласования частотно-территориальных планов:
Очевидно в этих условиях значительная роль отводится надзорно-разрешительной работе при строительстве сетей цифрового ТВ, о задачах которой рассказал участникам конференции заместитель директора Департамента надзорно-разрешительной работы Д.В. Желтиков. Он сформулировал необходимые меры для упрощения процедуры получения разрешительной документации, которые будут способствовать ускоренному развитию цифрового ТВ, в том числе: уточнение порядка и стоимости услуг радиочастотных центров федеральных округов при проведении натурных испытаний; скорейшее завершение конверсии полосы частот 654 — 678 МГц (44 — 46ТВК). Вопросы радиоконтроля и надзора за надлежащим использованием РЧС рассматривались на последнем заседании конференции, но все понимают, что они являются одним из важнейших факторов повышения эффективности использования РЧС. О системе ситуационных центров Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций рассказал руководитель департамента планирования и анализа данных радиоконтроля А.П. Козачок. Ситуационные центры Роскомнадзора и ее органов в федеральных округах призваны решать ряд важных задач, направленных на повышение эффективности централизованного управления исполнением полномочий Роскомнадзора:
Ситуационные центры объединены корпоративной сетью связи и передачи данных и обеспечиваются работой Единой информационной системы Роскомнадзора и Федеральной автоматизированной информационной системой радиочастотной службы. Рассматривая методы и средства радиоконтроля за использованием РЧС в части измерения параметров оборудования LTE, начальник лаборатории ФГУП «НИИ Радио» В.Г. Калинин обратил внимание на особенности технологии LTE, влияющие на выбор методов измерений для межведомственных испытаний:
О создании национальной подсистемы контроля излучений РЭС спутниковых служб радиосвязи рассказал заместитель генерального директора ФГУП «РЧЦ ЦФО» С.В. Кизима. Подсистема создана для контроля соблюдения установленных правил и норм использования орбитально-частотного ресурса, а также для обеспечения международно-правовой защиты интересов России в части использования орбитально-частотного ресурса. Она состоит из стационарных и мобильных станций контроля. Завершая свою работу, конференция приняла Рекомендации. Государственным органам, осуществляющим регулирование использования радиочастотного спектра, более активно использовать имеющиеся возможности ассоциаций пользователей радиочастотного спектра и операторов сетей связи в целях разработки предложений по повышению эффективности использования радиочастотного спектра и обеспечению электромагнитной совместимости РЭС при внедрении на территории Российской Федерации перспективных радиотехнологий. Одобрить предложенные подходы по распределению радиочастотного ресурса для внедрения в Российской Федерации перспективных радиотехнологий, включая технологии широкополосной мобильной радиосвязи 4-го поколения. Рекомендовать ассоциациям пользователей радиочастотного спектра продолжить выполнение работ по следующим направлениям:
|
Политика обработки персональных данных
Copyright ©2010-2024 «Гейзер-Телеком» Управление сайтом ООО «Гейзер-Телеком» - S.Builder
|